Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Рекомендации учителя-дефектолога для родителей на летний период.

Дата: 29 мая 2018 в 11:47

Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Развивающие занятия можно проводить в игровой форме. Это поможет ребенку набраться сил и физически окрепнуть, чтобы справляться нагрузками будущего учебного года. Проводите больше времени на открытом воздухе в подвижных играх. Все они развивают координацию и скорость реакций, учат формировать стратегию поведения, особенно игры с правилами. Сложного в занятиях ничего нетГлавное правильно подобрать виды занятий и систематически к ним обращаться.

Наиболее универсальная игра  «Весѐлая поездка».
Вы с ребёнком путешествуете и проезжаете различные станции. В зависимости от того, что конкретно вы хотите развить подберите заранее их названия. 

Если работаем над автоматизацией звуков, остановки могут быть такие: Свистелкино (на звук С), Комарово (звук З), Лалакино (Л), Тарахтелкино (звук Р)… Проезжая эти станции, ребѐнок должен хорошо назвать необходимый звук, подобрать слова с ним и составить словосочетания или предложения. 

 Если работаем над обогащением словаря, подойдут такие станции как Овощная, Ягодная, Зоопарк, Цирк, Мебельная и т. д. На них необходимо назвать несколько диких и домашних животных, предметов мебели, овощей, грибов. 

Если ребёнок затрудняется в составлении рассказов, то разложите в качестве остановок картинки и попросите малыша, проезжая мимо, рассказывать, что происходит на каждой станции. Ребёнка можно стимулировать различными призами за проделанное путешествие по станциям. 

Так же малыша могут заинтересовать мини-викторины на станциях, например: на остановке Одежда, можно спросить ребёнка, как назвать одежду из кожи (кожаная), из хлопка, шерсти, меха и т. д.; на остановке Ягодно – Фруктовая, спросите какое варенье или компот получатся из слив (сливовое), из яблок, вишни, клубники и т. д. 

Обязательно играйте!  

Играем в речевые игры:
·Скажи наоборот (большой – маленький) 
·Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб) 
·Действие (что делает?), признаки (какой, какая, какое, какие?) – рассматривание картин или окружающего, воображение 
·Птицы и животные (дикие и домашние). Их детеныши. ( мама ЛОШАДЬ, папа КОНЬ, детеныш ЖЕРЕБЕНОК) 
·Один – много (шар – шары, дом – дома) 
·Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик) 
·Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный) 
·Играем, развивая фонематические процессы: 
·Повтори за мной ( слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д); 
·Назови первый (последний) звук в слове; 
·Где спрятался звук - в начале? В середине? В конце? - ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ; 
·Какой ты слышишь звук ТВЕРДЫЙ или МЯГКИЙ? (В слове МИСКА какой слышится звук [М] твердый или мягкий?) 

Советы родителям по работе над правильным речевым дыханием.

Разнообразные дудочки, трубочки помогают формировать сильную струю воздуха. Дуйте на одуванчики, сдувайте листики и травинки с ладошки. Купите ребенку мыльные пузыри.

· Упражнение «Кораблик». Кораблики могут быть самодельными. Набираем воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой. 
· «Фокус». Сдуть ватку с кончика носа широким языком. 
· «Буря в стакане». В ненавязчивой игровой форме проводятся интересные и полезные упражнения. В стакан с водой налейте 150 граммов воды и вставьте в воду трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку, усиливаем выдох - вода бурлит. Не забываем - плечи не поднимать! 

 

Рекомендации учителя-дефектолога для родителей на летний период.

Очень полезно заниматься с ребенком «конструированием» из пальчиков.

 На первых порах инициатива здесь должна принадлежать взрослому. Именно он показывает, как сделать только с помощью рук какую-нибудь фигурку, а ребенок повторяет. А дальше можно не только вместе с ребенком придумывать все новые и новые способы показа разных предметов, но и загадывать друг другу загадки: «Угадай, какой предмет я показываю?».

Знакомьте детей с названием частей тела. Учите правильно называть части тела, своевременно сообщать о недугах. Воспитывайте стремление расти сильными и здоровыми.

Знакомьте детей с трудом взрослых: врач, шофер, повар, летчик и т.д. Расскажите о своей профессии.

Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещикоторые нас окружают; группировать их по признакам: транспорт, верхняя одежда, чайная посуда, комнатные растения.

Знакомьте детей с дикими и домашними животными и их детенышами. С окружающими их деревьями, кустами, птицами. Учите наблюдать и любоваться ими.

Знакомьте детей с овощами и фруктами, ягодами. Учите различать их цвет, запах, определять на вкус, на ощупь. Правильно называть их и знать, где они растут.

 В играх вместе с детьми подбирайте к словам-существительным слова-прилагательные, признаки (василек – красивый, великолепный, полевой).

Учите детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: стул – стульчик, флаг – флажок.

Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику.

 Учите отвечать на простейшие вопросы. Рассказывать несложные рассказы и сказки и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.

 Читайте, читайте, читайте. Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение - покажите его в лицах и с предметами.

Если вы поехали в гости…

Вы едете в гости к бабушке на праздник. Дорога отнимает, как правило, много времени. Дети часто скучают. Предлагаем вам поиграть с ребенком, если, конечно, этому не будут мешать внешние обстоятельства. Итак, вы вышли из дома и идете к остановке автобуса, метро.

Лексические и логические упражнения

- Беседа. Вопросы надо задавать в хорошем темпе, чтобы ребенок чувствовал азарт игры.

-   Куда мы идем? (К остановке автобуса.)

-   Автобус - это такой вид транспорта? (Наземный пассажирский.)

-   Что еще можно отнести к наземному транспорту? (Машину, троллейбус, трамвай.)

-   А метро - это какой вид транспорта? (Подземный.)

-   Как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой.)

-   Какой грузовой транспорт ты знаешь? И т.д.

-   Чем отличается автобус от троллейбуса?

-   Может ли трамвай объехать машину, если она выехала на рельсы?

-   Мы идем в гости, а что такое «гости»?

-   Кто ты бабушке?  (Я бабушке внук.)

-   А кто я бабушке?  (Ты бабушке дочь.)

-   Кем приходится бабушке дедушка? (Дедушка - бабушке муж.) и т.д.

Вариантов игры множество:

  • Назвать предмет и сказать на какой звук начинается слово. (- А я вижу машину. Первый звук - [м] ... и т.д.)
  • Назвать все предметы определенного цвета (формы).

Кстати, это хорошее упражнение, чтобы успокоить возбужденного расшалившегося ребенка.

  • Можно предложить игру: один говорит слово, другой составляет с ним предложение; один - слово, другой - определение к нему и т.д.

Упражнение на развитие воображения и фразовой речи

-   Представь, во что будет одета бабушка (дедушка).

-   Кто еще к ней придет?

-   Кто где сядет за столом?

-   Что же приготовит нам бабушка?

-   Сколько тарелок будет стоять на столе?

-   Какая посуда есть у бабушки?

-   Что тебе у неё дома нравится?

Лексические игры

-   Давай проиграем. Я буду называть простое слово, а ты его будешь превращать в ласковое, нежное слово: чашка - чашечка, пирог - пирожок, чайник - чайничек...

-   Закончи предложение:

На столе стояли большие, красивые... . Стол был накрыт белоснежной… . Около стола стояли высокие... . Диван был накрыт... .

Упражнения на развитие памяти и речи

-   Назови людей, которые сидели за столом.

-   Опиши одежду тети.

-   Вспомни, какое блюдо подавали в начале праздника, какое потом.

Упражнения на воображение

-   Что бы ты изменил в празднике?

-   Как бы ты украсил комнату, стол?

-   Как бы ты закончил праздник?

Следите за произношением детей.

  • Добивайтесь правильного произношения поставленных логопедом звуков.
  • Иначе звуки могут «потеряться», и необходимо будет начинать работу заново.

Будьте терпеливы, снисходительны и ... осторожны.

Если Ваш ребенок  неверно произнес какой-либо звук, никогда не смейтесь и не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Будьте терпеливы! Он учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с Вашим.

Обязательно исправляйте ошибки в речи ребенка, но делайте это тактично.

  • Исправляйте ошибки в произношении слов, особенно слов сложной слоговой структуры (например, «блатека» – библиотека, «валосипед» –велосипед). Говорите медленно,  протяжно разделяя слово на слоги.

Обогащайте словарный запас детей новыми словами.  Этому  способствуют:

  • летние путешествия
  • новые впечатления от поездок в отпуск, походов в лес, выездов на дачу
  • экскурсии в музеи
  • выходы в театр, в цирк

Закрепляйте в памяти детей отработанный  за год лексикон

  • Названия  месяцев, явлений природы (гроза, туман, ливень и т.д.)
  • Названия растений (ягод, цветочных растений, деревьев, овощей и фруктов)
  • Названия животных, диких или домашних

Продолжайте вместе с детьми

  • читать художественные произведения, сказки, детские журналы
  • пересказывайте короткие сказки, рассказы
  •  сочиняйте свои сказки, рассказы, опираясь на личный опыт ребенка
  • в вечернее время беседуйте  с ребенком об увиденном  и прожитом за день

Следите за грамматикой. Исправляйте ошибки:

  • в употреблении предлогов: В,ИЗ,НА,ПОД,К.(Например, «Шишка упала из ветки» – Шишка упала с ветки.)
  • в согласовании слов (например, «Я видел на ветке две птички» – Я видел на ветке двух птичек.)
  1.  неправильный порядок слов в предложении (например, «Дети играют в игры интересные». – Дети играют в интересные игры.)

Не забывайте о существовании  карандашей, пластилина, красок, ножниц

  • Помните, что рисование, лепка, аппликация развивают мелкую моторику рук.
  • А воздействие на мелкие мышцы рук влияет на развитие речи (исследования ученых!)

Выполнение всех этих рекомендаций – большой вклад в работу по формированию правильной и красивой речи, залог будущего успешного обучения, как в детском саду,  так и в школе.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.