Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Развивающие занятия можно проводить в игровой форме. Это поможет ребенку набраться сил и физически окрепнуть, чтобы справляться нагрузками будущего учебного года. Проводите больше времени на открытом воздухе в подвижных играх. Все они развивают координацию и скорость реакций, учат формировать стратегию поведения, особенно игры с правилами. Сложного в занятиях ничего нет. Главное правильно подобрать виды занятий и систематически к ним обращаться.
Наиболее универсальная игра «Весѐлая поездка».
Вы с ребёнком путешествуете и проезжаете различные станции. В зависимости от того, что конкретно вы хотите развить подберите заранее их названия.
Если работаем над автоматизацией звуков, остановки могут быть такие: Свистелкино (на звук С), Комарово (звук З), Лалакино (Л), Тарахтелкино (звук Р)… Проезжая эти станции, ребѐнок должен хорошо назвать необходимый звук, подобрать слова с ним и составить словосочетания или предложения.
Если работаем над обогащением словаря, подойдут такие станции как Овощная, Ягодная, Зоопарк, Цирк, Мебельная и т. д. На них необходимо назвать несколько диких и домашних животных, предметов мебели, овощей, грибов.
Если ребёнок затрудняется в составлении рассказов, то разложите в качестве остановок картинки и попросите малыша, проезжая мимо, рассказывать, что происходит на каждой станции. Ребёнка можно стимулировать различными призами за проделанное путешествие по станциям.
Так же малыша могут заинтересовать мини-викторины на станциях, например: на остановке Одежда, можно спросить ребёнка, как назвать одежду из кожи (кожаная), из хлопка, шерсти, меха и т. д.; на остановке Ягодно – Фруктовая, спросите какое варенье или компот получатся из слив (сливовое), из яблок, вишни, клубники и т. д.
Обязательно играйте!
Играем в речевые игры:
·Скажи наоборот (большой – маленький)
·Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб)
·Действие (что делает?), признаки (какой, какая, какое, какие?) – рассматривание картин или окружающего, воображение
·Птицы и животные (дикие и домашние). Их детеныши. ( мама ЛОШАДЬ, папа КОНЬ, детеныш ЖЕРЕБЕНОК)
·Один – много (шар – шары, дом – дома)
·Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик)
·Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный)
·Играем, развивая фонематические процессы:
·Повтори за мной ( слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д);
·Назови первый (последний) звук в слове;
·Где спрятался звук - в начале? В середине? В конце? - ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ;
·Какой ты слышишь звук ТВЕРДЫЙ или МЯГКИЙ? (В слове МИСКА какой слышится звук [М] твердый или мягкий?)
Советы родителям по работе над правильным речевым дыханием.
Разнообразные дудочки, трубочки помогают формировать сильную струю воздуха. Дуйте на одуванчики, сдувайте листики и травинки с ладошки. Купите ребенку мыльные пузыри.
· Упражнение «Кораблик». Кораблики могут быть самодельными. Набираем воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой.
· «Фокус». Сдуть ватку с кончика носа широким языком.
· «Буря в стакане». В ненавязчивой игровой форме проводятся интересные и полезные упражнения. В стакан с водой налейте 150 граммов воды и вставьте в воду трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку, усиливаем выдох - вода бурлит. Не забываем - плечи не поднимать!
Рекомендации учителя-дефектолога для родителей на летний период.
Очень полезно заниматься с ребенком «конструированием» из пальчиков.
На первых порах инициатива здесь должна принадлежать взрослому. Именно он показывает, как сделать только с помощью рук какую-нибудь фигурку, а ребенок повторяет. А дальше можно не только вместе с ребенком придумывать все новые и новые способы показа разных предметов, но и загадывать друг другу загадки: «Угадай, какой предмет я показываю?».
Знакомьте детей с названием частей тела. Учите правильно называть части тела, своевременно сообщать о недугах. Воспитывайте стремление расти сильными и здоровыми.
Знакомьте детей с трудом взрослых: врач, шофер, повар, летчик и т.д. Расскажите о своей профессии.
Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают; группировать их по признакам: транспорт, верхняя одежда, чайная посуда, комнатные растения.
Знакомьте детей с дикими и домашними животными и их детенышами. С окружающими их деревьями, кустами, птицами. Учите наблюдать и любоваться ими.
Знакомьте детей с овощами и фруктами, ягодами. Учите различать их цвет, запах, определять на вкус, на ощупь. Правильно называть их и знать, где они растут.
В играх вместе с детьми подбирайте к словам-существительным слова-прилагательные, признаки (василек – красивый, великолепный, полевой).
Учите детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: стул – стульчик, флаг – флажок.
Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику.
Учите отвечать на простейшие вопросы. Рассказывать несложные рассказы и сказки и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.
Читайте, читайте, читайте. Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение - покажите его в лицах и с предметами.
Вы едете в гости к бабушке на праздник. Дорога отнимает, как правило, много времени. Дети часто скучают. Предлагаем вам поиграть с ребенком, если, конечно, этому не будут мешать внешние обстоятельства. Итак, вы вышли из дома и идете к остановке автобуса, метро.
Лексические и логические упражнения
- Беседа. Вопросы надо задавать в хорошем темпе, чтобы ребенок чувствовал азарт игры.
- Куда мы идем? (К остановке автобуса.)
- Автобус - это такой вид транспорта? (Наземный пассажирский.)
- Что еще можно отнести к наземному транспорту? (Машину, троллейбус, трамвай.)
- А метро - это какой вид транспорта? (Подземный.)
- Как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой.)
- Какой грузовой транспорт ты знаешь? И т.д.
- Чем отличается автобус от троллейбуса?
- Может ли трамвай объехать машину, если она выехала на рельсы?
- Мы идем в гости, а что такое «гости»?
- Кто ты бабушке? (Я бабушке внук.)
- А кто я бабушке? (Ты бабушке дочь.)
- Кем приходится бабушке дедушка? (Дедушка - бабушке муж.) и т.д.
Вариантов игры множество:
- Назвать предмет и сказать на какой звук начинается слово. (- А я вижу машину. Первый звук - [м] ... и т.д.)
- Назвать все предметы определенного цвета (формы).
Кстати, это хорошее упражнение, чтобы успокоить возбужденного расшалившегося ребенка.
- Можно предложить игру: один говорит слово, другой составляет с ним предложение; один - слово, другой - определение к нему и т.д.
Упражнение на развитие воображения и фразовой речи
- Представь, во что будет одета бабушка (дедушка).
- Кто еще к ней придет?
- Кто где сядет за столом?
- Что же приготовит нам бабушка?
- Сколько тарелок будет стоять на столе?
- Какая посуда есть у бабушки?
- Что тебе у неё дома нравится?
- Давай проиграем. Я буду называть простое слово, а ты его будешь превращать в ласковое, нежное слово: чашка - чашечка, пирог - пирожок, чайник - чайничек...
- Закончи предложение:
На столе стояли большие, красивые... . Стол был накрыт белоснежной… . Около стола стояли высокие... . Диван был накрыт... .
Упражнения на развитие памяти и речи
- Назови людей, которые сидели за столом.
- Опиши одежду тети.
- Вспомни, какое блюдо подавали в начале праздника, какое потом.
- Что бы ты изменил в празднике?
- Как бы ты украсил комнату, стол?
- Как бы ты закончил праздник?
Следите за произношением детей.
- Добивайтесь правильного произношения поставленных логопедом звуков.
- Иначе звуки могут «потеряться», и необходимо будет начинать работу заново.
Будьте терпеливы, снисходительны и ... осторожны.
Если Ваш ребенок неверно произнес какой-либо звук, никогда не смейтесь и не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Будьте терпеливы! Он учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с Вашим.
Обязательно исправляйте ошибки в речи ребенка, но делайте это тактично.
- Исправляйте ошибки в произношении слов, особенно слов сложной слоговой структуры (например, «блатека» – библиотека, «валосипед» –велосипед). Говорите медленно, протяжно разделяя слово на слоги.
Обогащайте словарный запас детей новыми словами. Этому способствуют:
- летние путешествия
- новые впечатления от поездок в отпуск, походов в лес, выездов на дачу
- экскурсии в музеи
- выходы в театр, в цирк
Закрепляйте в памяти детей отработанный за год лексикон
- Названия месяцев, явлений природы (гроза, туман, ливень и т.д.)
- Названия растений (ягод, цветочных растений, деревьев, овощей и фруктов)
- Названия животных, диких или домашних
Продолжайте вместе с детьми
- читать художественные произведения, сказки, детские журналы
- пересказывайте короткие сказки, рассказы
- сочиняйте свои сказки, рассказы, опираясь на личный опыт ребенка
- в вечернее время беседуйте с ребенком об увиденном и прожитом за день
Следите за грамматикой. Исправляйте ошибки:
- в употреблении предлогов: В,ИЗ,НА,ПОД,К.(Например, «Шишка упала из ветки» – Шишка упала с ветки.)
- в согласовании слов (например, «Я видел на ветке две птички» – Я видел на ветке двух птичек.)
- неправильный порядок слов в предложении (например, «Дети играют в игры интересные». – Дети играют в интересные игры.)
Не забывайте о существовании карандашей, пластилина, красок, ножниц
- Помните, что рисование, лепка, аппликация развивают мелкую моторику рук.
- А воздействие на мелкие мышцы рук влияет на развитие речи (исследования ученых!)
Выполнение всех этих рекомендаций – большой вклад в работу по формированию правильной и красивой речи, залог будущего успешного обучения, как в детском саду, так и в школе.