Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Стили семейного воспитания.

Дата: 23 мая 2018 в 09:26, Обновлено 23 мая 2018 в 14:17

Стиль семейного воспитания - наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

На выбор стиля семейного воспитания влияют: 

-тип темперамента родителей их совместимость

-традиции на которых воспитывались сами родители

-научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребенка, их образовательный уровень

-нравственные устои семьи

Стили семейного воспитания:

-попустительский

-состязательный

-рассудительный 

-предупредительный

-контролирующий

-сочувствующий

-гармоничный

Попустительский стиль воспитания
( советы психолога)

-Держать тесный контакт с классным руководителем;

*   Возникшие конфликтные ситуации не откладывать в долгий ящик, а разбираться в причинах конфликта сразу;

*   Быть последовательными в наказании и поощрении, побуждать ребенка искать причину проблем в своем поведении  ( «Почему это случилось с тобой?», «Как можно было поступить по-другому?», «А как к этому отнеслись другие ребята, учитель?»).

Состязательный стиль воспитания
( советы психолога)

  •  Научиться видеть сильные и слабые стороны ребенка, адекватно на них реагировать и исправлять их своевременно;
  • Каждая ситуация негативного свойства не должна оставаться без внимания, она должна анализироваться вместе с ребенком в доброжелательной и спокойной обстановке;
  • Дать возможность ребенку переживать свои неудачи вне обсуждения прилюдно;
  • Поощрять достижения ребенка и доброжелательно указывать ему на те проблемы, которые требуют незамедлительного решения;
  • Формировать умение критически осмысливать свои поступки в различных ситуациях;
  • Формировать культуру общения со взрослыми и сверстниками, развивать умение слушать и слышать не только себя, но и других;
  • Ни один факт проявления агрессивности не оставлять без внимания, учить отвечать за нанесенные другим обиды;
  • Учить ребенка объективно оценивать свои успехи и радоваться достижениям других детей.

                              Рассудительный стиль воспитания
                                         ( советы психолога)

  • Своевременно реагировать на проблемы, возникшие в школе, в общении, помогать ребенку адаптироваться в обществе, ему надо объяснить, что мир не совершенен;
  • Самим анализировать различного рода ситуации, связанные с воспитанием, чувствовать проблемы, даже если ребенок не обращается за помощью;
  • Если в каких-то сферах деятельности такой ребенок не успешен, ему надо указать на успехи в другом деле;

Полезно стимулировать интересы и выражение мнения детей, их инициативу в решении жизненных вопросов.

Предупредительный стиль воспитания
( советы психолога)

Проанализировать сложившуюся семейную ситуацию;

  • Посещать индивидуальные и тематические консультации психолога;
  • Поручать ребенку дела, которые требуют инициативы и самостоятельности;
  • Формировать в ребенке чувство времени;
  • При выполнении домашних заданий отводить ребенку положенное количество времени, учить его следить за временем;
  • Поддерживать любую его инициативу;
  • Вовремя замечать и объективно анализировать отклонения нравственного характера.

Контролирующий стиль воспитания
( советы психолога)

           Находить и поощрять положительные стороны в деятельности ребенка;

  • Способствовать повышению самооценки;
  • Помочь ребенку продвигаться в развитии с помощью дополнительных занятий, кружков, секций;
  • Учить его планировать свою деятельность и предвидеть возможные результаты;
  • Предъявлять к ребенку обоснованные требования и ставить посильные задачи;
  • Оформить в комнате ребенка уголок достижений: выставлять туда грамоты, призы, благодарности, изделия, сделанные своими руками.

Сочувствующий стиль воспитания
( советы психолога)

  • Не допускать насмешек, грубых замечаний в адрес ребенка, критика должна быть справедливой и щадящей;
  • Почаще хвалить ребенка, указывать ему его достижения, выделять достоинства;
  • Укреплять веру ребенка в себя;
  • Не применять к сыну или к дочке неуместную и ярко проявляемую  жалость;
  • Не позволять другим членам семьи, знакомым, друзьям семьи вслух выражать сочувствие, жалость;
  • Создавать жизненные ситуации, которые будут способствовать проявлению инициативы.

Гармоничный стиль воспитания
( советы психолога)

       -Самому взрослому быть примером в своих действиях и поступках;

  • Вести разговор с ребенком на равных, не допускать угроз, избегать наказаний;
  • Указывать на недостатки ребенка, не унижая его достоинство и не умаляя его заслуги;
  • Четко определять перспективы развития личности ребенка, его достижений перед семьей и им самим;
  • Поддерживать инициативу и творчество ребенка, его стремление к успеху в разных сферах;
  • Формировать чувственную сферу, эмоции, эстетическое чувство;
  • Замечать и подчеркивать достижения, афишируя их самому ребенку и окружающим.

                    

Тест

" Стили и методы

воспитания ребенка

в семье"

1. Ваш ребенок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточно – то вернется домой с синяком, то с разорванной штаниной..

  • Вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете, если нужно, компресс -  3
  • Оказываете помощь ребенку, но при этом постоянно внушаете ему, что это может плохо кончиться -  0
  • Вы делаете вид, что ничего не произошло, даете возможность ребенку самому справляться со случившимся -  5

2.У вашего ребенка есть друзья, но они не слушают своих родителей и , по вашему мнению, они плохо воспитаны..

  • Вы беседуете с родителями друзей и просите их обратить внимание на поведение своих детей – 2
  • Вы приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь положительно повлиять на них –5
  • Вы объясняете своему ребенку, что эти друзья ему не пара - 0

3. Ваш ребенок хочет быть лидером во всех детских играх и, если ему это не удается, он пытается бунтовать …

  • Вы считаете, что умение проигрывать пойдет ему на пользу – 0
  • Вы стараетесь ему объяснить, в чем истинная причина поражения – 3
  • Вы стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и не испытывал поражения - 5

4. Вашего ребенка трудно вечером отправить спать …

         - Вы постоянно объясняете, как важен для ребенка сон -3

  • Вы позволяете ребенку не соблюдать режим, но поднимаете его всегда в одно и то же время – 5
  • Вы всегда укладываете ребенка в одно и то же время, не принимая никаких возражений с его стороны - 0

5. Ваш ребенок обожает телевизор

  • Вы разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он захочет, без ограничений, т.к. считаете, что, несмотря на запреты, он все равно будет его смотреть – 0
  • Вы говорите своему ребенку, что ему можно смотреть и что нельзя – 2
  • Вы вместе определяете круг передач, которые ребенок может смотреть - 5

6. Ваш ребенок с раннего детства за словом в карман не лезет …

  • Вы объясняете, что такое поведение неприлично – 5
  • Вы запрещаете своему ребенку вести себя подобным образом – 0
  • Вы поощряете своего ребенка за приличное поведение - 3

7. Ваш ребенок, который еще, по вашему мнению, так мал, уже интересуется противоположным полом …

         -Вы пытаетесь пресечь интерес любой ценой – 0

  • Вы оставляете все как есть, считая, что все станет на свои места само собой – 3
  • Вы абсолютно правдиво объясняете своему ребенку взаимоотношения полов - 5

8. Вашему ребенку иногда достается от сверстников …

  • Вы учите своего ребенка давать сдачи обидчикам – 5
  • Вы проводите профилактическую беседу с родителями и детьми таких учеников – 3
  • Вы просите своего ребенка избегать контактов с такими детьми и просите педагога помочь вам в этом - 0

9. Ваш старший ребенок достаточно часто обижает младшего …

  • Вы не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что старший поймет свои ошибки без подсказки – 0
  • Вы наказываете старшего ребенка за это в присутствии младшего – 5
  • Вы стараетесь уделить больше внимания младшему ребенку независимо от их взаимоотношений со старшим - 3

10. Ваш ребенок грубит, дерется с другими детьми, становится злым и бессердечным.

  • Вы тоже ведете себя по отношению к нему подобным образом, чтобы он на себе почувствовал, как плохо он себя ведет – 0
  • Вы стараетесь влиять на него добром и лаской – 5
  • Вы ищете причины такой реакции ребенка в окружающих людях и мире: жестокие фильмы, окружение ребенка во дворе и в классе и т.д. - 2

Анализ

результатов

теста

0 – 18  баллов

  • Вы считаете необходимым воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию, считая, что он должен повторить в себе вас. Вы забываете, что ребенок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость, уверенность в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях.

    Если вы над этим задумаетесь, это может привести к тому, что ребенок, столкнувшись с взрослым миром, может в нем просто потеряться и не найти себя.

    Вы считаете, что опекать ребенка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции     

  • 19 – 35 баллов
  • Надо отметить, что в вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Вы считаете, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте методом проб и ошибок. Однако в своих методах воспитания вы не всегда последовательны: доверяя своему ребенку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение вашего ребенка и модет привести очень скоро к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо идти последовательно к его реализации.

        36 – 50 баллов

  • Надо отметить, что в вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Вы считаете, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте методом проб и ошибок. Однако в своих методах воспитания вы не всегда последовательны: доверяя своему ребенку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение вашего ребенка и модет привести очень скоро к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо идти последовательно к его реализации.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.